Что такое коучинг и зачем нужен коуч?

Как работает мозг, когда мы работаем над собой?
Почему без поддержки случаются откаты?
Как понять, к кому идти: к коучу или психологу?
В каком состоянии можно идти к коучу?
Какой результат можно получить от коучинга?

Если бы меня попросили сформулировать в двух словах, я бы сказала:
«коучинг — это тренировка мозга»
Коучинг родился на стыке спорта и психологии. И если родоначальник коучинга тренировал теннисистов, то я «тренирую» обычных людей разных профессий. И конечная цель такой тренировки — улучшить качество жизни человека.

Отец коучинга Тимоти Голви сказал бы, что мы ищем конфликт между первым и вторым Я, дедушка Фрейд — между сознательным и бессознательным, Эрик Берн призывает выявить противоречия между Родителем и Ребенком и взять их под контроль Взрослого, нейрофизиологи объясняют, что в мозгу конкурируют теменная кора (центры потребностей: биологические и социальные) и префронтальная (центры принятия решений, отвечающие за мышление и поведение).

Я очень люблю объяснение через нейрофизиологию, но в работе использую интегрированный подход и применяю разные методы, чтобы дать устойчивый результат.

Международная федерация коучинга ICF говорит:

«коучинг — это партнерство с клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала»
Предлагаю разобрать его по кусочкам.

Что такое партнерство в коучинге?

Обучение по стандартам ICF гласит, что главное отличие психолога от коуча, что психолог работает с позиции «выше», а коуч «на равных». На равных означает, что коуч не оценивает, не дает советы, а внимательно слушает, задает вопросы, дает эмоциональный отклик, считывает невербалику, а клиент отвечает на эти вопросы и находит решение своей проблемы с поддержкой.

Я считаю, что работы в таком формате партнерства, когда коуч «сопровождает клиента к его цели», достаточно только для простых запросов, где клиенту не хватает импульса к действию или его проблемы лежат на поверхности.

Сейчас я вижу партнерство по-другому. Мы точно так же, как в классическом коучинге, работаем на общий результат, но:

Партнерство — это когда я, имея опыт работы с клиентами, вижу повторяющиеся проблемы и паттерны и объясняю клиенту, что с ним происходит, а не только задаю вопросы, подводя его к решению. Например, могу показать и пояснить с точки зрения работы дофаминовой системы, что у клиента не хватает мотивации и сил сделать что-то новое, потому что он раз за разом обесценивает уже проделанный путь. Так работа становится глубже, а результат устойчивее.

Партнерство — это когда у меня в данный момент больше ресурсов и энергии, чем у клиента, и я могу предложить ему варианты решения его проблемы, а он попробует и выберет, что подходит ему, будет приносить мне свои переживания на сессию, и мы будем вместе их обрабатывать и моделировать новое поведение, которое клиент пойдет внедрять в свою жизнь.

В моем представлении о партнерстве я работаю через себя, через свой опыт, через свою энергию и передаю это клиенту, в том числе, при необходимости делюсь опытом и знаниями.

«стимулирующее мыслительные и творческие процессы»

Надо ли их стимулировать? Для меня это звучит как «дать толчок», «замотивировать», «вдохновить», но коучинг не об этом. Он о самонаблюдении, осознанности, признании своих чувств и т. д. Если мыслительные и творческие процессы по какой-то причине застопорились, надо разобрать, что к этому привело, а не заниматься внешней мотивацией.

  • выгоревшего надо притормозить
остановить бесконечную рефлексию о собственном ничтожестве и неудачах на работе, перенаправить мыслительные процессы на контроль за своим физическим состоянием

  • прокрастинатору
надо помочь сконцентрироваться, чтобы направить эти мыслительные процессы в действия

  • человеку с низкой самооценкой
надо сместить фокус с того, что не получается, на то, что получается хорошо

  • клиенту в страхе перед принятием решения
надо помочь опредметить страх, смоделировать ситуации, когда страх реализовался, и построить стратегии поведения на этот случай

  • если человек находится в ступоре и не понимает, что делать со своей жизнью
нужно разобрать, почему он попал в такое состояние, и научить брать ответственность

Является ли это стимулированием творческих и мыслительных процессов? Отчасти да, но это слишком однобокое определение.

«вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала»

Коучинг — это не всегда про вдохновение и инсайты. Это глубокая работа с психикой, которая может быть неприятна. С коуч-сессий клиент может уйти вдохновленным, а может загрузиться, может разозлиться на коуча или на себя, а может побежать сворачивать горы, может уйти с ощущением, что ничего не произошло, но понять что-то про себя через неделю.

«Максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала»

Это хорошая формулировка для тренингов личностного роста). Но, во-первых, чаще всего, дело не в нераскрытом потенциале, а в установках и внутренних конфликтах, с которыми человек живет годами и не умеет обходиться. Во-вторых, не всем нужно раскрывать потенциал.

  • кому-то нужно, чтобы ему стало легче в моменте
  • кому-то надо научиться не скатываться в старые паттерны
  • кому-то надо научиться отдыхать
  • другому стать более уверенным

В-третьих, раскрытие потенциала действительно может случиться — через несколько месяцев регулярного коучинга через осознание своих сильных сторон и оттачивание умения их использовать для достижения своих целей. Это происходит через сопротивление, особенно возрастом. У клиентов 20−25 лет мозг более нейропластичен, и изменения могут произойти быстрее. Людям старше 25 лет нужно больше усилий и регулярных повторений для обучения новому, поэтому откаты будут случаться чаще. В этот момент нужен коуч, который вовремя «поймает вас за руку» и поможет продолжить путь к себе.

Что происходит в мозге, когда мы работаем над собой?

Вернемся к моему определению коучинга как тренировки мозга

Ограничивающие развитие мысли о себе, паттерны поведения, которые не приводят к желаемому результату — это нейронные связи в мозгу. Эмоциональные реакции также связаны с этим.

Например, клиент приносит на сессию факт «у меня конфликты с руководством/меня не ценят на работе». Сначала надо найти причины того, что беспокоит клиента, и откуда это пошло.

Один из вариантов — в детском и юношеском опыте клиента в ответ на ошибку ему часто говорили, что он ничего не добьется. И ребенок усвоил: «если мне говорят, что я что-то делаю неидеально, я плохой». Это нейронная связь, которую человек несет с собой во взрослый возраст, и в моменты сложностей она начинает особенно сильно влиять на его жизнь:

любая критика воспринимается остро, вызывает сильные негативные эмоции
—> приводит к страху пробовать новое, неумению отвечать на критику
— > соответственно человек зависает в этом и чувствует себя плохо

Где-то в мозгу один центр орет «нам надо развиваться, расти в карьере, жить лучше», другой центр говорит «мне страшно даже общаться с начальником, давай оставим все как есть, может рассосется, ну или просто уволься, вдруг станет лучше?»

Задача коуча помочь человеку ослабить старую нейронную связь:

С одной стороны, через осознание себя в настоящем во взрослой позиции (здесь хорошо вписывается транзактный анализ) — я уже не ребёнок, а взрослый, я могу выдержать, когда на меня орут, я могу ответить, потому что последствия не так страшны как раньше, когда от меня отворачивались самые близкие люди на свете, руководитель ≠ мои родители итд

С другой стороны, через отслеживание триггерящих ситуаций, подобных той детской, определение эмоций, возникающих в этих ситуациях (гнев, грусть, вина, стыд, там может быть целый ворох, и в каждом случае потребуется разный механизм корректировки), обучение управлению этими эмоциями.

А дальше задача создать новую нейронную связь и натренировать ее так, чтобы в момент столкновения с триггером работала новая связь, а не старая. Как это происходит: раз за разом выясняешь у клиента, что у него произошло, что почувствовал, как отреагировал, создаешь новую модель поведения, клиент пробует ее внедрять, что-то не получается, выясняешь почему, и продолжаешь укреплять новую нейронную связь. Параллельно помогаешь укреплять самооценку через создание новых нейронных связей в других ситуациях.

Можно создать и закрепить новую нейронную связь, которая поможет человеку почувствовать себя лучше, справиться с ограничениями и страхами, определить, чего он хочет от жизни, и какими новыми навыками и ему надо для этого овладеть.

Зачем идти к коучу? Почему нельзя перестроить нейронные связи самостоятельно?

Нашел неудобную нейронную связь, стал делать по-другому, потренировался — и вот ты уже счастливый обладатель полезной нейронной связи. Зачем коуч?

А затем, что любой человек склонен:

  • обманывать себя в угоду старым убеждениям
  • не слышать себя или не слушать
  • находить оправдание любым своим действиям
  • рационализировать
  • объяснять все тезисами «просто я человек такой»
  • посыпать голову пеплом
  • надеяться на силу воли

Задача коуча прорваться за эти психологические защиты, чтобы понять, в чем на самом деле проблема у клиента.

Коучинг хорош тем, что он достаточно быстро выявляет конфликты потребностей и противоречия по словам и эмоциям клиента, если клиент коучу доверяет, а коуч умеет слушать внимательно и быстро анализировать то, что приносит ему клиент.

Если проблема не решается быстро, значит защиты крепкие, доверия пока мало, а у коуча недостаточно информации, чтобы увидеть ситуацию всеобъемлюще и понять, что нужно делать клиенту (клиент это поймет позже коуча).

Каждому нужно свое время для устойчивого результата, все зависит от того, насколько пластичен мозг и настолько крепки старые нейронные связи.

Итого: зачем идти к коучу?

Нашел неудобную нейронную связь, стал делать по-другому, потренировался — и вот ты уже счастливый обладатель полезной нейронной связи. Зачем коуч?

А затем, что любой человек склонен:

  • обманывать себя в угоду старым убеждениям
  • не слышать себя или не слушать
  • находить оправдание любым своим действиям
  • рационализировать
  • объяснять все тезисами «просто я человек такой»
  • посыпать голову пеплом
  • надеяться на силу воли

Задача коуча прорваться за эти психологические защиты, чтобы понять, в чем на самом деле проблема у клиента.

Коучинг хорош тем, что он достаточно быстро выявляет конфликты потребностей и противоречия по словам и эмоциям клиента, если клиент коучу доверяет, а коуч умеет слушать внимательно и быстро анализировать то, что приносит ему клиент.

Если проблема не решается быстро, значит защиты крепкие, доверия пока мало, а у коуча недостаточно информации, чтобы увидеть ситуацию всеобъемлюще и понять, что нужно делать клиенту (клиент это поймет позже коуча).

Каждому нужно свое время для устойчивого результата, все зависит от того, насколько пластичен мозг и настолько крепки старые нейронные связи.

Как понять, к кому идти: коучу или к психологу?

Единственно верного ответа нет. Подходы во многом пересекаются и зависят от специалиста.

Поэтому сформулирую:
Психотерапия — это максимально глубокое исследование себя в прошлом с учетом бессознательных процессов с целью полного психического выздоровления.
Коучинг — это работа на результат с глубоким исследованием препятствий, мешающих прийти к цели в будущем, в том числе, работа с прошлым и бессознательным, когда причины возникающих препятствий находятся там.
Я не работаю напрямую с: утратой, насилием, зависимостями — это темы для психотерапии или работы с психиатром.

Если вы уже прошли лечение, находитесь в стабильном состоянии и сейчас ищете поддержку в выстраивании жизни «после» — мы можем работать в коучинге.

Также я работаю с клиентами с ПТСР, тревожным и тревожно-депрессивным расстройством, паническими атаками и другими ментальными состояниями — при условии, что вы находитесь под наблюдением психиатра или психотерапевта, и с их согласия. Коучинг в этом случае помогает снизить тревожность, выстроить рутину, восстановить ощущение контроля и гибко адаптироваться к повседневной жизни

Со всеми остальными запросами можно сразу в коучинг, если коуч работает в интегративном подходе, который я описала выше.

Сейчас я 1,5 года в коучинге и планирую продолжать. Лично мне коучинг дал большие результаты: ушли чувство вины и стыда, перестала заниматься самобичеванием, научилась заботе о себе, выстроила комфортный график жизни и работы, стало в разы больше энергии, улучшилась память, научилась концентрироваться на задачах лучше и работать быстрее, стала легче переваривать эмоции и свои, и чужие, поняла чего я хочу, стала более открытой и уверенной в себе, стала легче проявляться и дало мне буст в работе с моими клиентами.

Мой самый любимый результат в том, что мой мозг стал мощной машиной для решения своих и чужих проблем. Так что определение коучинга как «тренировки мозга» оставляю.

Александра звир
АЛЕКСАНДРА ЗВИР